Дешевый бензин из России для Украины дороже любой войны

108

Дешевый бензин из России для Украины дороже любой войны
Украина подтвердила огромную зависимость от российских нефтепродуктов. Топливо поставляется не только напрямую из России, но и через соседнюю Белоруссию, которая зарабатывает на обработке сырой нефти. В последнее время Россия сократила экспорт нефти в Белоруссию, однако на Украине дефицита по-прежнему не испытывают: поставки только увеличиваются. За счет чего это происходит?

Украина продолжает закупать российские нефтепродукты через Белоруссию. Как заявил замминистра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука, у Украины «нефти нет» и «нам приходится покупать большое количество топлива, которым пользуется вся страна, у Белоруссии, которая, абсолютно разумеется, вырабатывает его из российской нефти».

«Но нам это выгодно. У нас альтернатива какая – закупать европейскую нефть. Потянем ли мы с вами европейское топливо?» – задался вопросом Тука. ­­

Покупка российских нефтепродуктов, по оценке экономистов, позволяет экономить Украине около 20%. В то же время цена на топливо на бензоколонках выше, чем в России. Литр АИ-95 на Украине стоит в среднем 28 гривен, то есть около 66 рублей за литр. На Россию приходится почти 65% импортируемого топлива, поэтому прекращение поставок стало бы непоправимым ударом для украинского рынка.

Несколько украинских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) остановились в 2007 году, а часть – после событий 2014–2015 годов, когда смена власти в стране и волнения нанесли существенный урон промышленности и экономике в целом. Из шести НПЗ действует только один. Собственная добыча нефти оставляет около 2 млн тонн в год. Это не покрывает огромные потребности страны.

Минск практически полностью обеспечивает себя продуктами переработки нефти, а излишки, закупленные в Москве, перепродает Киеву. Накануне президент Белоруссии Александр Лукашенко отреагировал на критику по поводу того, что Минск поставляет Украине топливо, которое в дальнейшем используется вооруженными силами этой страны в ходе конфликта в Донбассе.

«В последнее время нас начали упрекать, что мы заправляем [украинские] танки дизельным топливом. Я поручил разобраться, какое там дизельное топливо. Там же все дизельное топливо российское! И россияне поставляют, постоянно наращивая объемы этих поставок – бензинов и дизельного топлива – на Украину», – заявил Лукашенко.

Глава государства посетовал, что поставки топлива из Белоруссии снижаются, потому что «нас просто выталкивают с украинского рынка». В октябре прошлого года Россия заявила о прекращении поставок Белоруссии нефтепродуктов сверх потребностей страны.

В ноябре эксперт киевского Института энергетических стратегий Юрий Корольчук заявлял, что прекращение поставок российских нефтепродуктов на Украину станет катастрофическим ударом для украинского рынка, спровоцировав топливный коллапс.

Однако эти поставки не прекращаются, а только увеличиваются. Об этом говорит статистика. Согласно официальным данным, в 2018 году больше всего нефтепродуктов поступило из Белоруссии (38% от всего импорта) на сумму более 2 млрд долларов. На втором месте поставки напрямую из России на сумму около 2 млрд долларов. Также существуют небольшие поставки из Литвы. В 2017 году из Белоруссии было поставлено нефтепродуктов на 1,8 млрд, а из России – на 1 млрд долларов. Таким образом, поставки напрямую из России увеличились вдвое, однако Тука умалчивает об этом и говорит исключительно о поставках из Белоруссии.

Как пояснил гендиректор Украинского аналитического центра Александр Охрименко, «был момент, когда мы брали нефтепродукты в основном из Белоруссии, но с середины 2018 года начали брать эти продукты и из России». «Это связано с тем, что на территории Украины работает несколько нефтяных компаний, принадлежащих российским олигархам», – сказал Охрименко газете ВЗГЛЯД.

Экономист добавил, что информации о возможных секретных договоренностях между президентами обеих стран Владимиром Путиным и Петром Порошенко нет, но судя по успешному развитию этих нефтяных компаний,

«скорее всего власти в курсе и они все это понимают». «Так что война войной, а деньги отдельно», –

подчеркнул экономист.

По его словам, получение Украиной нефтепродуктов из России ни для кого не тайна. Ситуацию он объяснил тем, что «без импорта этих продуктов сложно». Если 50% потребностей в дизельном топливе страна может обеспечить своими силами, то бензин – практически целиком импортируется. «И на сегодняшний момент, хотим мы того или нет, бензин покупаем и будем покупать», – констатирует Охрименко.

Экономист пояснил, что сырую нефть Украина покупает в основном у Азербайджана, «причем объемы растут». Они оставляют 95% от общего объема, еще 3% поставляет Иран и Алжир.

Ситуацию, при которой Украина полностью отказалась бы от ввоза нефтепродуктов из России и Белоруссии в пользу самостоятельной обработки азербайджанской и иранской нефти эксперт считает невозможной даже теоретически. Для этого пришлось бы начать со строительства нефтепровода из Азербайджана на Украину. Сейчас эти поставки осуществляются танкерными перевозками по Черному морю.

К тому же потребуется строительство нефтеперерабатывающего завода. Сейчас страна не обладает полнофункциональным циклом обработки нефти марки Brent. Но подобные инвестиции вряд ли оправданы, когда бензин можно покупать в соседней стране. В связи с этим эксперт прогнозирует, что поставки нефтепродуктов из России продолжат расти, хотя сами украинские власти «стараются лишний раз об этом не упоминать».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here