В процессе строительства новой автомобильной дороги, капитального ремонта или реконструкции дорожного полотна, именно асфальтированию отводится наиболее значимая роль в достижении требуемого качества покрытия. Метод асфальтирования может применяться на автомобильных дорогах любых категорий и в любых дорожно-климатических зонах — например, асфальтирование домодедово. Процесс асфальтирования включает в себя 3 основных этапа:
- Подготовительные работы
- Укладка асфальтобетонной смеси
- Уплотнение асфальтобетонной смеси
До начала процесса асфальтирования производится составление проекта производства работ и последующее его утверждение. Повышение требований к качеству автомобильных дорог предъявляет более высокие требования к производству работ по укладке и уплотнению асфальтированных дорожных покрытий из асфальтобетонных смесей. Добиться требуемых показателей качества асфальтированных покрытий возможно при соблюдении технологических режимов производства работ, правильном выборе применяемого оборудования и высоком качестве материала.
Ни один другой вид дорожно-строительных работ не находится в такой зависимости от температуры окружающего воздуха, выпадающих осадков, солнечной радиации, воздействия химических реагентов в зимний период, как асфальтирование. Поэтому, при составлении проекта работ по асфальтированию автомобильных дорог и малых площадей необходимо учитывать влияние погодно-климатических факторов: среднемесячную температуру воздуха, количество выпадающих осадков, направление и скорость ветровых потоков, глубину залегания грунтовых вод, наступление периода с отрицательными температурами, началом оттаивания грунта и другие факторы.
Асфальтирование должно осуществляться в сухую погоду, на сухом основании с положительной температурой. Весной при температуре окружающего воздуха не ниже +5 °С, осенью — не ниже +10 °С. Температура окружающего воздуха влияет на интенсивность остывания горячей асфальтобетонной смеси, а соответственно и на длину полосы укладки смеси и технологию ее уплотнения. При использовании некоторых типов асфальтобетонной смеси допускается отклонение от указанных требований (литой асфальт, холодный асфальт и др.).
Обеспечение требуемых температурных режимов при укладке и уплотнении горячих смесей с учетом ее свойств и соответствия им силовых параметров уплотняющих машин позволяет повысить качество дорожных покрытий.